В середине марта Подкомитет по водному транспорту Комитета логистики и перевозок при президиуме республики Казахстан снова обсудил отраслевую статистику. На проведенном заседании были заслушаны отчеты представителей малого бизнеса и сформулированы ближайшие планы оптимизации работы на 2021/2022 годы.
Присутствующие рассмотрели основные вопросы в стране по доставке морских грузов и транзитным перевозкам с привлечением казахстанских судов. Это – уже более двух лет не ратифицированное Беларусью соглашение о судоходстве, принятие которого может увеличить транзитный поток через республику. Также это действующие со стороны США санкции при заходе казахстанских судов в порты Ирана.
Обсуждалось принятие решения о выделении бюджетных средств образовательной системе и учебным заведениям, готовящим морские кадры. Дополнительно было предложено ввести нулевую ставку НДС на перевозимые по железным дорогам экспортные грузы, переваливаемые через порты государства (введена в декабре 2020). Также предложили прекратить регулировать услуги судозахода кораблей, экспортирующих нефть и нефтепродукты.
Дебаты коснулись и возможностей участия действующих верфей страны в расширении и ремонте судового парка. Были определены конкретные перевозчики по перспективным направлениям. Кроме этого обсуждалась доставка морских грузов по внутреннему водному бассейну, включающему реку Иртыш и Урало-Каспийский канал.
Из-за существенного снижения объемов перевалки и задействования в последние годы портов только на 35%, рассматривались возможности по предоставлению дополнительных налоговых льгот и государственных субсидий казахстанским морским компаниям. Также прорабатывались предложения по финансированию некоторых морских проектов бюджетными средствами.
Чтобы сохранить конкурентоспособность перевозок в стране, отработаны соглашения с Российской Федерацией и Туркменистаном о железнодорожных тарифах и провозной плате по Транскаспийскому международному маршруту. Переориентированы грузопотоки по доставке морских контейнеров из Китая, решено модернизировать портовую инфраструктуру.
Рассмотрены вопросы создания СЭЗ «Морпорт Актау» с сервисами хранения и накопления грузов, что создаст новые возможности развивать собственные инвестпроекты государства и увеличить поступления в бюджет.